В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.
Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Козьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Все это, а так же многое другое из истории нашей страны и народов населяющих ее можно было узнать, посетив книжную выставку в библиотеке Чебоксарского химико-механического техникума, приуроченную ко Дню народного единства. На выставке был представлен печатный материал о государственных символах нашей Родины, об исторических примерах единства русского народа.